Секс в Средние века. Средневековая эротика

Школа секса
Секс в Средние века. Средневековая эротика

Эротика и искусство

Когда в предыдущих статьях мы рассказывали о сексе в Средние века, то в основном делали это сквозь призму истории и религии, а не искусства. Мы решили исправить это упущение и уделить должное внимание изображению средневековой эротики, которая, как ни странно, чаще встречалась именно в религиозном искусстве, нежели в светском. 

Литература 

Помимо религиозных писаний, в которых впервые упоминается тема секса, средневековая литература также представлена многочисленными художественными произведениями. Многие из них стали затрагивать интимные отношения только в позднем Средневековье, так как именно к этому времени к столь пикантной теме начали относиться проще. Зачастую это были юмористические и сатирические произведения, главными героинями которых выступали неверные жены и распутные жрицы любви. 

Одним из самых популярных юмористических жанров был фаблио – короткие и комические истории о любовных похождениях или мошенничестве, рассказанные в прозе или стихах жонглерами. Этот жанр появился во Франции в XII-XIII веках и распространился по всей Европе. Сюжеты фаблио сводятся в основном к изображению супружеских измен жен буржуа с деревенскими священниками или странствующими жуликами, причем муж чаще всего оказывается одураченным. Обычно главным действующим лицом выступал какой-нибудь похотливый монах или аферист, который хитрыми уловками соблазнял замужнюю женщину. В качестве примера можно назвать анонимное произведение «Буаван из Провена» (Boivin de Provins), в котором мошенник обманом заставил содержательницу борделя предоставить ему бесплатно еду и сексуальные услуги одной из ее подчиненных. Среди признанных литературных шедевров Средневековья можно, безусловно, выделить «Декамерон» и «Кентерберийские рассказы». Оба произведения отображают мир, в котором жены изменяют мужьям с любвеобильными студентами и развратными священниками и в котором проститутки являются неотъемлемыми участниками повседневной жизни. Что самое интересное, настоящая средневековая жизнь была ничуть не лучше! 

Тем не менее, именно благодаря Средневековью появилась новая концепция любви - куртуазная любовь. Двенадцатый век называют веком романтических отношений, поскольку именно в этот период в литературе и поэзии повсеместно воспевалась чистая любовь. Трубадуры и рыцари посвящали песни любимым женщинам и в любой момент были готовы доказать свою искренность. Считалось, что истинная любовь несовместима с чувственным наслаждением, поэтому влюбленные иногда даже укладывались вместе в постель обнаженными, чтобы, удержавшись от половой близости, доказать полноту своей любви. Излишне говорить, что куртуазная любовь не всегда оставалась такой романтической и возвышенной, как это воспевалось в стихах и прозе. 

Если говорить о литературном жанре куртуазной любви, то женщины в ней разделялись не по принципу «девственница - шлюха», как в религиозных писаниях, а по принципу «доступная - недоступная». В лирической поэзии чаще всего встречалась именно неприветливая и черствая дама, которая не подпускала к себе кавалера, отвергала его подарки и относилась к нему с презрением. Если же женщина выражала ему свою симпатию и поощряла его действия, то она все равно не могла быть вместе с ним, поскольку зачастую состояла в браке. Но это отнюдь не мешало ей иметь отношения на стороне. Другими словами, в литературе куртуазная любовь часто поощряла супружескую измену, так как считалось, что «настоящей любви между мужем и женой быть не может». Возможно, именно поэтому появление подобного культа во французской литературе времен Элеоноры Аквитанской вызвало многочисленные сомнения и недовольства. В XIII веке известнейшим произведением куртуазной культуры стала поэма«Роман о Розе», написанная в 1230 году рыцарем Гильомом де Лоррисом

Живопись

Идея о том, что женщина это путь к искушению и совершению греха, возникла из Книги Бытия, истории о падении Адама и Евы. Прародители всегда изображались обнаженными, но до грехопадения нагота считалась естественным состоянием, а после - постыдным. Именно оголенное тело Евы и стало воплощением греха. Самым откровенным изображением Адама и Евы можно считать миниатюру «Райский сад» известной иллюстрированной рукописи XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского». Авторы этого произведения братья Лимбурги великолепно справились с поставленной задачей: Ева - соблазнительная, белокурая женщина с упругой грудью и пышным задом, разве кто-нибудь сможет отказать такой даме? 


Помимо Адама и Евы, частично или полностью обнаженными часто изображались святые мученицы, такие как Агата и Варвара. В позднем Средневековье они стали наглядным воплощением идеальных женщин, которые упоминались в романтической поэзии и любовных романах. Их наделяли длинными белокурыми волосами, белым цветом кожи, небольшим животиком и круглыми как яблоко грудями. У средневекового зрителя, да и у современного тоже, такие иллюстрации могли разбудить не только религиозное сознание, но и эротическое. Кто знает, может быть, подобное изображение великомучениц как сексуально-привлекательных женщин создавалось специально для духовного созерцания. Этот парадокс Маргарет Майлз (Margaret R. Miles), президент американской академии религии, назвала «религиозной порнографией», а Медлин Кавинесс (Madeline Caviness), исследователь европейского искусства Средних веков, - «садоэротическим». На многих иллюстрациях во время пыток великомученицы изображаются с обнаженной грудью, олицетворяющей материнство, женственность и сексуальное желание. Согласно «Золотой легенде», когда Агате огромными щипцами отсекают грудь за то, что она отвергла домогательства городского чиновника, она с облегчением произносит: «Теперь меня никто не возжелает». 

 

Чудо-дерево
Недавно в итальянском городе Масса Мариттима (Massa-Marittima) обнаружили фреску XII века, на которой изображено дерево с весьма необычными «плодами» - пенисами! Под ним находится группа женщин, которая пытается достать заветные фрукты. По поводу значения этой фрески выдвигаются самые разные теории: от символа плодородия у язычников до примера первой политической пропаганды. Последней версии придерживается и Джордж Ферзоко (George Ferzoco), директор центра тосканских исследований при Лестерском университете. Он полагает, что данная роспись представляет собой некий политический плакат, побуждающий выступать за папское правление, а не за императорское. В те времена город Масса Мариттима находился под контролем гвельфов, которые выступали за усиление влияния папы римского. Черные птицы на фреске символизируют изгнанных из города гибеллинов, приверженцев императора Священной Римской империи. Принимая во внимания все детали росписи, Ферзоко считает, что это изображение содержит явное послание жителям Масса Мариттима: «Если гибеллинам дать власть, то они принесут с собой ересь, сексуальные извращения, разногласия и черную магию».

Как уже было замечено, большинство сексуальных изображений можно найти именно в «божественных» местах: церквях, соборах, в религиозных манускриптах. Обнаженные пары (гетеро- и гомо-), пышногрудые сирены и русалки, мужчины, выставляющие на показ свое достоинство, нагие женщины, седлающие зверя, – все это и многое другое можно встретить на страницах церковных писаний, а точнее, на их полях. Кто знает, может быть, это пространство специально выделялось для таких вот «наглядных пояснений». В частности, исследователи искусства Средних веков Паула Герсон (Paula Gerson) и Майкл Камилль (Michael Camille) сделали подобное предположение относительно обнаженной пары, которая изображена на верхнем поле одной из богослужебной книг. Они считают, что иллюстрация пары, занимающейся сексом, наглядно демонстрирует запретные действия, о которых идет речь на этой странице манускрипта. Другой пример это изображение монстра, доставляющего оральные ласки молодому человеку, в книге «Часослов Иоанны Эвре». По мнению уже известной нам Медлин Кавинесс, достаточно откровенные иллюстрации на полях манускриптов служили своего рода учебником секса для молодых девушек. Более того, они должны были пробудить в них не только чувство подчинения фаллосу супруга, но и ответственность за продолжение рода. 

Мода 

Церковь пыталась ограничить и запретить все, что могло искушать разум и тело, в том числе, и одежду. Наглухо застегнутые воротнички, длинные рукава, пышные юбки - этим отличалась одежда времен Средневековья. Женщины были вынуждены скрывать свою красоту несколько сотен лет, не имея право полностью обнажаться даже под покровом ночи в спальне. Гораздо больше в этом плане повезло мужчинам. 

В средневековых деревнях и городах у мужчин всегда были способы выразить свою мужественность и плодовитость. Если в селах таким показателем являлось количество его детей и женщин, то в городах – определенные предметы одежды. Так, например, длина обуви отражала степень мужественности: чем длиннее носок, тем плодовитее мужчина! Такая обувь называлась пулены и была очень популярна в средневековой Европе. Чтобы еще больше подчеркнуть сходство с фаллосом и придать пуленам «эрегированный» вид, мужчины набивали удлиненные острые носки шерстью, льном, мхом и конским волосом. При знакомстве молодые юноши размахивали перед девушками своими «концами», показывая тем самым нескромные намерения. Некоторые мужчины достигали этой же самой цели немного другим способом. Они, наоборот, оставляли удлиненные носки полыми и на их окончания подвешивали маленькие колокольчики. При ходьбе «концы» свободно болтались и во всеуслышание сообщали о приближении юноши, желающего найти партнершу для секса. Подобное выражение сексуальной заинтересованности можно было встретить и на многочисленных скучных банкетах, во время которых мужчина дотрагивался ногой до ноги симпатичной девушки, сидящей за столом напротив. Венский художник Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio) в своих произведениях изображал пулены с очень высокими завитками, специально для соблазнения женщин. Церковь такую обувь называла «когтем дьявола» и именно ее объявила причиной в возникновении чумы в 1347 году. 

В городах многие мужчины также носили гульфики - часть панталон или брюк, пристегиваемая спереди к поясу для предохранения гениталий. Чтобы визуально увеличить свое достоинство и придать ему возбужденное состояние, молодые люди специально наполняли гульфики опилками. Согласно легенде, король Англии Эдуард III (1312-1377) приказал сделать у своих доспехов гульфик покрупнее, потому что удача в военных делах, как он полагал, в немалой степени зависела от мужественности человека. Другой король Англии Генрих VIII (1491-1547) не просто носил гульфики, а сделал их весьма яркой частью костюма - стёганые, с декоративными прорезями, украшенные драгоценными камнями. Таким вот образом он демонстрировал, что у него есть, чем похвалиться, и чем зачать наследника. По одной из версий, про него порой язвительно говорили, что сперва в комнате появляется гульфик, а потом уже сам король. 

Как мы уже говорили, женщинам в плане одежды повезло меньше и наглядный тому пример – пояс верности. Несмотря на то, что первые дошедшие до нас пояса датируются лишь XVI веком, первые упоминания о них появляются именно в Средние века. Согласно легендам, рыцари уходили в Крестовый поход и надевали пояса верности своим женам и возлюбленным. Если средневековые женщины действительно носили их, то делали это весьма недолго. Дело в том, что в те времена железо обрабатывалось очень плохо, а длительное его трение о кожу могло вызвать заражение крови. Страницы: « первая<1234

Персоналии

Джеффри Чосер (ок.1340–1400 гг.) – самый знаменитый английский поэт Средневековья. Несмотря на то, что он написал множество работ, свою известность он приобрел благодаря «Кентерберийским рассказам». В этом сборнике несколько историй затрагивают тему секса за деньги. Например, в рассказе моряка речь идет о мошеннике Дон Джоне, который обманом уговаривает переспать жену торговца за сто франков. Однако он расплачивается с ней деньгами, позаимствованными у ее мужа. В другой истории, рассказе повара, гуляка Перкин переезжает к приятелю, женатому на проститутке. В других рассказах Чосера проституция часто упоминается на заднем плане, например, в истории продавца главные действующие лица «три дня пили, играли на деньги и ходили к проституткам».

Гийом IX Трубадур (1071-1127 гг.) – герцог Аквитании и первый трубадур Прованса. Свои стихи и песни посвящал женщинам, куртуазной любви и даже собственным сексуальным подвигам. Его откровенность, остроумие и жизнерадостность породили одновременно множество поклонников и завистников. Гийом Аквитанский был одним из первых романских национальных поэтом Средних веков.

Элеонора Аквитанская (1122-1204 гг.) – герцогиня Аквитании и Гаскони, внучка первого трубадура Прованса. Свою публичную жизнь она начала в качестве супруги французского короля Людовика VII, а закончила женой Генриха II, герцога Нормандии. Помимо того, что Элеонора являлась одной из самых сильных женщин в политике в те времена, она также внесла большой вклад в развитие направления куртуазной любви в литературе. Поскольку она была женщиной удивительной красоты, Элеонора становилась музой многих поэтов. В частности, трубадур Бернард де Вентадорн был страстно в нее влюблен и посвятил ей несколько своих песен.

В качестве заключения цикла статей "Секс в Средние века" хочется сказать, что именно в Средневековье зарождаются и устанавливаются основные представления о сексуальных отношениях, будь-то теология брака, противоречивая в раннем Средневековье и четко сформулированная в позднем, или взгляды на супружескую измену, внебрачные связи, мастурбацию и так далее. Точно так же, как в Средние века формируются основные политические институты, в сознании людей складываются основные стереотипы сексуального поведения. Несмотря на многочисленные церковные запреты и ограничения, именно в это время появляется романтическая любовь с отважными рыцарями и трубадурами, совершающими подвиги и поющие серенады своим возлюбленным. Все это составляет наше наследие, которое продолжает влиять на сексуальную жизнь людей по сей день! 

Видео по теме: "Inside the Medieval Mind - Sex" Part 1- Part 6