Секс в эпоху Просвещения. Часть 4.

Школа секса
Секс в эпоху Просвещения. Часть 4.

Если в Средние века всякое сексуальное желание подавлялось Церковью, а в эпоху Возрождения сексом можно было заниматься только в браке, то в эпоху Просвещения сексуальность по большей части никак не регулировалась. Как уже было рассказано в предыдущих статьях, этот период можно назвать временем разврата и похоти. Любая форма секса, даже самая извращенная, имело право на существование, главное – чтобы она приносила удовольствие! Именно тогда человека стали рассматривать сквозь призму сексуальности, а интимные предпочтения стали определять его личность. В XVIII веке содомия перестала был грехом, который люди совершали время от времени. Теперь появились те, кто предпочитал только такой секс и занимались им исключительно с представителями своего пола. Французский философ Мишель Фуко писал: «Если содомит был рецидивистом, то гомосексуалист уже отдельная категория людей». Сегодня это утверждение ни у кого не вызывает сомнения, но для XVIII века это было действительно открытием. C тех самых пор сексуальная ориентация человека определяла его сексуальное поведение, а не наоборот. Именно тогда стало постепенно исчезать слово «содомит», и все чаще стал употребляться термин «мужеложец». Новое название почитателя мужской любви лишено всякого религиозного смысла и не имеет какой-либо привязки к конкретному половому акту. 

Появление гомосексуальной субкультуры

В самом начале XVIII века на северо-западе Европы (Англия, Франция, Дания) появилась новая сексуальная субкультура на основе гомосексуальных предпочтений в сексе. Примерно в 1700 году в больших европейских городах стали возникать небольшие группы женоподобных мужчин, чье сексуальное влечение было направлено только на представителей своего пола (как взрослых, так и молодых). Безусловно, они не уподобились полностью женщинам, но умело сочетали в себе как мужские, так и женские черты. Поскольку аналогичное меньшинство мужеподобных женщин, которых влекло к другим женщинам, появилось не раньше 1770-х годов, можно с уверенностью заявить, что в западной Европе в эпоху Просвещения появилась новая гендерная система, состоящая из мужчин, женщин и содомитов. Другими словами, именно тогда появилось то, что сегодня мы называем гетеросексуальным большинством и гомосексуальным меньшинством

Если окунуться в прошлое, то увидим, что во всех европейских обществах и во все времена (до XVIII века) в гомосексуальных отношениях имел значение возраст партнера. Например, начиная с Древней Греции и заканчивая Италией эпохи Ренессанса взрослые мужчины могли вступать в интимные отношения только с юношами, которые выполняли пассивную роль. 

В восточных обществах Южной Азии и коренных племенах северной Америки существовала другая система гомосексуальных отношений: в ней не было никаких возрастных ограничений. Помимо отношений с женщинами, взрослые и молодые мужчины могли заниматься сексом с пассивными представителями своего пола любого возраста. Последние относились к гомосексуальному меньшинству и в реальной жизни играли роль «третьего пола». Например, в Индии таких мужчин называли «хиджры», а в индейских племенах Северной Америки – «бердаче»

В конце XVII века европейские страны начали переходить от одной системы гомосексуальных отношений к другой. В «старой» системе практически у всех мужчин в юности были однополые интимные связи, в которых они выступали «принимающей стороной». В «новой» же системе большинство мужчин никогда не занимались подобным сексом, и тем более не играли в нем пассивную роль. Теперь это была прерогатива содомитов с соответствующими сексуальными наклонностями. Смолоду мужчины всех сословий вынуждены были демонстрировать свое гомо- либо гетеро-предпочтения в сексе. 

view counter
 
Мужеложство в России
В России, начиная с древних времен и вплоть до XVIII века, общество относилось к однополым отношениям спокойно и очень терпимо. Ни в одном законодательстве, от Ярослава Мудрого до Петра Великого, мужеложство не упоминалось. Наказание за «противоестественный блуд» - сожжение на костре - впервые появилось в 1706 году в воинском уставе Петра I, составленном по шведскому образцу. Но уже в 1716 году Петр это наказание смягчил, заменив сожжение телесным наказанием и вечной ссылкой (в случае применения насилия), причем и это касалось только военных, не распространяясь на гражданское население. Во второй половине XVIII века с ростом цивилизации и расширением контактов с Европой, в светском обществе мужеложства начали стесняться. В народных массах оно преимущественно встречалось в религиозных сектах скопцов и хлыстов. В дворянской и чиновничьей среде гомосексуальные связи иногда приобретали скандальный характер, не столько сами по себе, сколько потому, что были тесно связаны с непотизмом(кумовство) и коррупцией. Могущественные люди расплачивались со своими молодыми протеже высокими назначениями, никак не соответствовавшими их способностям. В быту к этому относились презрительно иронически. 

И.С. Кон «Любовь небесного цвета»

Как уже говорилось, первая гомосексуальная субкультура начала появляться в больших европейских городах, в частности Лондоне. Содомиты впервые создавали свой мир сами: устраивали встречи, организовывали «гей-клубы», общались и примеряли на себя различные роли. Например, более женоподобные мужчины выбирали себе женские имена и, наряжаясь, перевоплощались в прекрасных дам. Однако они не олицетворяли себя с женщинами полностью, поскольку иногда все-таки одевались по-мужски и даже были не прочь заняться сексом с противоположным полом. Скорее всего, представители «третьего пола» жили в Европе и до 1700 года, но тогда их, возможно, путали с биологическими гермафродитами, которые иногда «корректировали» свой пол. 

Содомитов в эпоху Просвещения также было принято называть «молли», а таверны и частные дома, в которых они собирались, – «молли-хаус» (molly-house). К середине 1720-х годов в Лондоне насчитывалось более 20 таких заведений, находящихся как в грязных трущобах, так и в богатых пригородах. Это говорит о том, что такие учреждения пользовались популярностью у мужчин всех сословий. Самым известным молли-хаусом в столице Англии можно считать заведение некой Маргарет Клап (Margaret Clap) на улице Холборн, в котором в 1726 году полиция устроила облаву. Согласно свидетельским показаниям в суде, в «жаркие» ночи в этом доме собиралось порядка 50 мужчин, которые после выпивки, общения и танцев перемещались в спальни для любовных утех. 

Многие содомиты вели двойную жизнь. В молли-хаусах они были женоподобными мужчинами с женскими именами, которые ублажали клиентов. Вне стен таких заведений они жили «традиционной» жизнью: были женаты, имели детей. Многие заводили отношения с женщинами специально и жили «напоказ», чтобы более комфортно чувствовать себя в обществе. Некоторым не удавалось так тщательно скрывать свое гомо-«Я», и в результате они подвергались нападкам и шантажу со стороны общества и отдельных личностей. 


Преследование «нетрадиционалов» 

Конечно, было бы неправильно полагать, что в начале XVIII века все события, связанные с изменением статуса гомосексуалов, имели спонтанный характер. Возможно, они были обусловлены религиозным упадком европейского общества или, наоборот, развитием интеллектуальных и философских движений эпохи Просвещения. Быть может, определенное влияние оказала индустриализация и урбанизация стран Европы. Однако интересным и вполне достоверным фактом является то, что как раз в это время во многих государствах были организованы, так называемые, «общества по улучшению нравов» (Societies for the Reformation of Manners). Они пытались всячески бороться с падением морали людей, в том числе, выявляя содомитов и сообщая о них светским и церковным властям. Именно благодаря этим организациям, у нас так много информации о нетрадиционной сексуальной культуре эпохи Просвещения. Возможно, этот самый переход от «старой» системы к «новой» отражает не изменение роли гомосексуалов в обществе, а лишь усиление их преследования? Мы мало знаем о гомо-субкультуре до 1690 года, вероятно, потому что подобных «обществ по улучшению нравов» еще не существовало? В Англии большинство содомитов, осужденных в период с 1689 по 1709 год, были пойманы лишь благодаря рвению одного из членов такой организации Вильяму Брею (William Bray). По данным самого Общества, к 1727 году в содомии было уличено около 94 тысячи 320 человек. Однако, несмотря на такие внушительные цифры, вскоре популярность подобных организаций пошла на убыль. Многочисленные судебные разбирательства ужасно надоели обычным гражданам, и в 1738 году «общества» прекратили свое существование. С тех пор информации о гомосексуальной субкультуре стало значительно меньше; не потому что она ушла в подполье, а потому что никто больше не «охотился» за ее представителями. Обычным людям не было никакого дела до гомосексуалистов, и тем более, до их привлечения к суду. 

Повсеместное появление в Европе квир-культуры, безусловно, связано с усилением контроля властей за общественным порядком. Именно в эпоху Просвещения появляются хорошо организованные полицейские силы. Например, в начале XVIII века в Париже о наличии сообществ нетрадиционной ориентации узнали только благодаря агентам-провокаторам, а чуть позже - специальным полицейским отрядам по борьбе с педерастией. В то время уже сформировавшаяся квир-культура, процветающая главным образом в парках, на улицах и в тавернах, была легкой добычей для блюстителей нравов, и к 1725 году только в Париже насчитывалось около 20 тысяч содомитов. Несмотря на постоянное преследование гомосексуалов, в период с 1730 года по 1800 года из всех случаев, доведенных до суда, обвинительный приговор обычно выносили одному из десяти мужеложцев. Более того, наказание в виде смертной казни применялось в исключительных случаях, поскольку доказать факт имевшего место анального секса было очень трудно. Тех любителей однополых отношений, которые все-таки были осуждены, обычно заключали в тюрьму (от 2 месяцев до 2 лет), штрафовали, выставляли к позорному столбу и так далее. Количество осужденных было больше в среде ремесленников, так как обеспеченная аристократия могла с легкостью нанимать адвокатов, дабы избежать наказания. 

 

Аресты содомитов и классовая принадлежность
Классовая принадлежность   1723 год   1737/38 года   1749 год  
Аристократия   8   17   28  
Ремесленники   20   63   129  
Прислуга   12   59   58  
Другие   4   7   29  
Всего   44   146   244  

Осужденные за содомию
Период   Кол-во обвинений   Кол-во защитников   Предварительный обвинительный приговор   Окончательный обвинительный приговор  
1740-9   2   2   1   0  
1750-9   3   3   1   0  
1760-9   7   5   3   0  
1770-9   4   3   0   0  
1780-8   3   3   0   3  
1790-9   8   4   2   1  
Итого:   27 обвинений           4 осужденных  

Как бы противоречиво это ни звучало, но значительный вклад в развитие гомосексуальной культуры в эпоху Просвещения внесли те самые организации, которые с ней пытались бороться. Пристальное внимание к содомитам со стороны «обществ по улучшению нравов» делало первых еще более уверенными в себе. Благодаря той публичности, которую получали судебные дела и постоянные рейды на молли-хаусы, почитатели однополой любви узнавали друг о друге. Попытка светских властей искоренить этот порок, возможно, наоборот, во многом облегчила для гомосексуалов выражение собственной сексуальной ориентации. Каждый содомит знал, что он не одинок, и поиск партнера становился легче. Преследования, которым они подвергались, только усиливали их инстинкт самосохранения, что и дало толчок к началу формирования гей-сообществ. 

Лесбийские отношения

«Новая» гендерная система, похоже, была новой только для мужчин, но не для женщин. Тем не менее, как считает канадский историк литературы и писатель Эмма Донохью (Emma Donoghue), в эпоху Просвещения было много произведений, указывающих на существование лесбийских и бисексуальных отношений. Безусловно, их было гораздо меньше по сравнению с мужской однополой любовью и, соответственно, осуждали женщин за такое поведение еще реже. В конце XVIII века появился термин «тОммиз» (Tommies), обозначающий мужеподобных дам с лесбийскими замашками. До этого времени лесбиянок никак не называли. 

На протяжении всего столетия встречались случаи, когда женщины переодевались в мужчин и жили так всю жизнь. Многие дамы из среднего и низшего сословий делали это не ради своих тайных сексуальных пристрастий, а чтобы иметь возможность заниматься мужской работой и, соответственно, зарабатывать. Важно, чтобы это перевоплощение было полным и убедительным. Среди таких женщин были и те, которые со временем даже женились и, скорее всего, занимались сексом со своими супругами. 

Подобного рода отношения случались и в аристократических кругах. Однако здесь женщины действительно испытывали романтические и сексуальные чувства по отношению друг к другу. Такая «любовь» была приемлема до тех пор, пока акцент делался на платонической привязанности, а не на интимной близости. В противном случае, такие отношения порицались. 

Бесспорно, самыми известными лесбиянками эпохи Просвещения можно считать Лланголленских Леди (Ladies of Llangollen). Несмотря на постоянное осуждение родственников и общества, Элеанор Батлер (1739-1829) и Сара Понсонби (1755-1832) смогли сохранить свои отношения и прожили вместе более 50 лет. Более подробнее об этой паре и лесбиянстве в целом можно почитать в статье «В Сексе Только Девушки».


Персоналии

Мэри Гамильтон (Mary Hamilton) (1721-?) – стала главной участницей нашумевшего в XVIII веке судебного разбирательства по делу бигамии и женского трансвестизма: выдавая себя за мужчину по имени Чарльз Гамильтон, она «обманом» женила на себе другую женщину. А все началось с того, что в 14 лет юную Мэри соблазнила взрослая дама Анна Джонсон (Anne Johnson), которая и открыла ей мир лесбиянства. После неудачного первого опыта (Анна вскоре нашла другую пассию), Мэри Гамильтон решила стать мужчиной и, переодевшись, начала ухаживать и соблазнять женщин. После многочисленных по тем временам похождений, любовью всей ее жизни стала юная девушка Мэри Прайс (Mary Price). Она женилась на ней в 1746 году, но их счастье было недолговечным. Спустя два месяца после свадьбы на Гамильтон донесли о том, что она является женщиной, а не мужчиной, и Мэри предстала перед судом. Она была осуждена за мошенничество и в качестве наказания была публично выпорота четыре раза на четырех разных площадях, а затем заключена в тюрьму на шесть месяцев.
Шевалье д’Эон или де Еон (Chevalier d'Eon) (1728—1810) - французский тайный агент, принадлежавший к дипломатической сети «Королевского секрета», который первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина. После смерти трансвестита врачи, которые осматривали тело, сообщили, что с физиологической стороны Шевалье был определенно мужчиной. Возможно, что у него был синдром Каллмана(неполная маскулинизация из-за гормонального нарушения). Об этом свидетельствуют многочисленные изображения Шевалье, на которых полностью отсутствует растительность на лице. Термин «эонизм» долгое время использовался для обозначения трансгендерного поведения.
Ганс Герман фон Катте (Hans Hermann von Katte) (1704-1730) – лейтенант Прусской армии, близкий друг и любовник Фридриха II, будущего короля Пруссии. Он был казненФридрихом I, отцом возлюбленного, после того, как у них провалился план побега в Великобританию. Катте был признан виновным в дезертирстве и приговорен к пожизненному тюремному заключению. Однако Фридрих I, зная об интимных отношениях своего сына с обвиненным, настаивал на смертной казни Катте. В результате, Ганс был обезглавлен на глазах у несчастного Фридриха II.