Секс в эпоху Возрождения

Секс в эпоху Возрождения

Секс и религия

Как и в средние века, религиозные и светские власти в эпоху Ренессанса по-прежнему пытались регулировать сексуальную активность населения. Первые делали это посредством духовного образования, проповедей и исповедей, вторые – при помощи законов и судов. 

Как и раньше, церковь стремилась ограничить все интимные отношения браком, а всё, что совершалось вне него, считала грехом или даже преступлением. Такие сексуальные злодеяния как супружеская измена и инцест, религиозные власти пытались отслеживать путем ведения книг записей рождений и браков. Однако желаемых результатов это не приносило, церковь продолжала терять контроль над прихожанами. 

Что уж говорить, если сами священнослужители подрывали авторитет церкви изнутри: выступали инициаторами гомосексуальных отношений, содержали любовниц и подстрекали жен к супружеской измене. В первом случае, церковные лица зачастую злоупотребляли своими полномочиями, «обучая» молодых людей в монастырях. Во втором, существует вероятность, что женщины, которые занимались повседневными делами представителей церкви, могли также удовлетворять и их интимные потребности. Наконец, в третьем случае, священники, обладая властью при отпущении грехов, могли вполне распорядиться ею не самым порядочным способом, толкая раскаявшихся на совершение еще одного греха. 

Секс и супружество в эпоху Возрождения

В период Возрождения большую роль при заключении брака играла не только религиозная, но и социальная принадлежность. Так, девушки высшего сословия выходили замуж в период полового созревания. Молодые люди связывали себя узами брака гораздо позже – около 30. В итоге, из детства девочки сразу попадали во взрослую жизнь, а мальчики имели возможность еще долго наслаждаться своей юностью. 

view counter

Добрачный секс зачастую рассматривался как некий шаг на пути к браку. Даже если дело до супружества не доходило, намерение в будущем заключить брачный союз обычно выступало как разрешение на интимные связи. Молодые девушки (кроме высших сословий, разумеется) сначала получали от кавалеров обещание жениться и только затем поддавались на их уговоры. Молодые люди поэтому, не задумываясь, раздавали подобные заверения, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности. Похоже, это мало беспокоило как родителей, так и само общество, главное – чтобы такие интимные отношения в итоге привели к заключению брака. 

Тем не менее, даже после женитьбы не редки были случаи супружеской измены. Зачастую это были влюбленные пары, которые при помощи родственников сбегали из своей семьи, чтобы создать новую. Однако были и другие случаи, популярные в средневековье в расцвет куртуазной любви, когда молодой человек влюблялся в замужнюю женщину постарше себя. Такие отношения помогали юноше сформироваться во взрослого мужчину и получить определенный жизненный опыт, в том числе и сексуальный. 

Проституция

В эпоху Ренессанса впервые появился термин «куртизанка» (с ит. cortigiana «придворная»), употреблявшийся по отношению к проститутке, работавшей в высших слоях общества. Именно венецианские и римские куртизанки этого времени считаются классическими. Они были обеспеченными, независимыми и, как гетеры в древней Греции, общались с мужчинами из высших сословий. Куртизанки отличались не только красотой, но и умом. Обычно у каждой одновременно было по шесть-семь любовников, которые содержали ее и могли приходить к ней только один раз в неделю. Однако она оставляла за собой право при желании принять незнакомца и перенести встречу с любовником на другое время. 

Чему обязано появление такой новой формы проституции в эпоху Ренессанса – «возрождению» классической гетеры или соответствию новым социальным требованиям? К сожалению, на этот вопрос нет однозначного ответа. Однако можно с уверенностью сказать, что такая форма проституции очень быстро завоевала популярность у высших слоев населения. Посредством общения с куртизанками мужчины-аристократы подчеркивали свое превосходство перед другими, поскольку воспользоваться услугами первых могли только обеспеченные люди. Такая проституция стала признаком высокой культуры. Например, в 1574 году будущий король Франции Генрих III, будучи проездом в Венеции, покинул торжества в городе, чтобы провести ночь с Вероникой Франко, известной куртизанкой и поэтессой эпохи Возрождения. 

Что касается проституции среди низших слоев населения, то для молодых юношей она была альтернативой гомосексуальным отношениям (о них мы поговорим чуть позже) при переходе от подростковой жизни к взрослой. При отсутствии подружки она была единственным способом для мальчика набраться сексуального опыта и стать мужчиной. 

В период «раннего возрождения» правительства многих европейских стран начали активно регулировать сферу проституции. Например, в Италии женщин древнейшей профессии ограничивали борделями и/или определенными районами города. Как и в средние века, от них требовалось носить опознавательные знаки на одежде, чтобы не перепутать с праведным населением. Во многих городах создавались специальные отряды надзора для патрулирования таких районов. В 1561 году король Франции Карл IX закрыл бордели по всей стране. В это же время король Англии Генрих VIII и король Германии Карл V тоже начали издавать законы по борьбе с проституцией. Генрих VIII зашел настолько далеко, что велел ставить клеймо на лице всякой женщины, пойманной за торговлю своим телом. 

Однако, несмотря на многочисленные попытки запретить проституцию, ни одной европейской стране так и не удалось ее полностью искоренить. Более того, к концу XVI века власти сами пришли к выводу о невозможности и даже нецелесообразности избавления от проституции. 

Однополый секс

Мужской гомосексуализм

Ренессанс – период в истории, когда происходит «возрождение» античной культуры, в том числе сексуальной. Многие европейские города, особенно Флоренция и Венеция, прославились широким распространением гомосексуальных отношений, бывших столь популярными в древней Греции и древнем Риме. Теперь в ренессансной системе ценностей однополая любовь стала не преступлением, а «красивым пороком». Хотя формально содомия оставалась злодеянием, многие смотрели на нее сквозь пальцы или с юмором. В одной из новелл «Декамерона» муж, застав у своей жены юного любовника, вместо положенной сцены ревности заставил молодого человека развлекаться втроем всю ночь, так что на утро юноша не знал, кто с ним забавлялся больше - жена или муж. 

Многих гениев Возрождения подозревали или обвиняли в гомоэротизме и сексуальных связях с мальчиками и молодыми людьми. В большинстве случаев доказать или опровергнуть эти обвинения одинаково трудно: о личной жизни художников сохранилось слишком мало свидетельств, а истолкование творчества - дело довольно субъективное. Так, например, имя Леонардо да Винчи (1452-1519) фигурировало в списке клиентов 17-летнего проститута Сантарелли, против которого в 1476 году во Флоренции было заведено уголовное дело, но сам художник, как и прочие клиенты Сантарелли, ни в чем не обвинялся. Один автор ХVI века писал, что Леонардо любил исключительно мальчиков-подростков не старше 15 лет, но это не доказано. 

Во Флоренции в XIV-XVI веках содомия была настолько широко распространена, что даже немцы прозвали своих гомосексуалов «флорентинцами». В 1432 году местное правительство учредило специальную «Ночную канцелярию», которая расследовала содомские дела. За 70 лет ее существования в небольшом городке с населением в 40,000 было обвинено в содомии около 17,000 мужчин. Более того, эта цифра отображает только количество людей, которые были официально обвинены в этом пороке. 

Одна из причин, объясняющая такое большое количество содомитов, настоящих и мнимых, заключается в том, что молодые люди стали жениться гораздо позже или вовсе предпочитали оставаться холостяками (около 12%). В городах, где многие родители чрезмерно оберегали своих дочерей, юноши со здоровыми сексуальными аппетитами вынуждены были пользоваться услугами проституток, либо искать альтернативных партнеров для секса. Неудивительно, что большинство обвиненных в содомии были молодые люди моложе 35 лет или неженатые мужчины. 

В гомосексуальных отношениях в эпоху Ренессанса партнер постарше обычно играл активную роль, партнер помладше – пассивную; однако были и исключения. Некоторые интимные связи могли длиться по два-четыре года, а некоторые могли тянуться и всю жизнь. Интересно, что многие родители юношей были не только не против таких отношений, а, наоборот, поощряли их. Они считали, что благодаря старшему наставнику их сын мог получить хорошее покровительство и продвижение по службе. Более того, многие любовники обычно преподносили семьям различные подарки или предлагали финансовую помощь. 

В целом же, содомия рассматривалась как некое переходное состояние, в котором мальчик становился мужчиной. Юноши в подростковом возрасте начинали заниматься сексом с партнерами постарше, выступавшими в роли учителей, причем не только в интимных отношениях. Со временем молодые люди из пассивных любовников превращались в активных, перенимая роль взрослого мужчины. А позже они «переключались» на женщин, создавая семьи или продолжая наслаждаться своей юностью. Единственное беспокойство у общества вызывали юноши, которые не хотели завершать этот «переход», а продолжали и дальше практиковать гомосексуальные отношения. 

Именно из-за такого терпимого отношения к «пороку», гомосексуальные отношения не считались смертным грехом или злостным нарушением, пока одним из участников был молодой юноша. Как уже ранее говорилось, содомия формально оставалась преступлением, и наказания варьировались от более мягких до более суровых. Так, в отношении «пассивных» подростков применялись минимальные карательные меры, такие как заключение под стражу на несколько дней или порка. «Активным» юношам доставалось побольше. В Венеции, самом жестком в отношении наказаний городе, взрослых содомитов сжигали на костре, причем до конца XV века сжигали заживо. 

Лесбийская любовь

Еще в средние века к проблеме лесбиянства относились гораздо менее обеспокоено, чем к мужскому гомосексуализму. Может потому, что она была не так распространенна, а может потому, что авторы религиозных писаний были мужчины, которых волновала другая сторона однополой любви. В любом случае, первые полноценные упоминания о лесбийских отношениях в законодательных актах появились только в эпоху Ренессанса, а именно во второй половине XVI века. 

На протяжении всего XVI века существовал парадокс в отношении правового статуса женского гомосексуализма: не все законы о содомии упоминали лесбийские отношения, а если и упоминали, то наказание было скорее исключением, чем правилом. Так, например, в Англии закон, принятый парламентом в 1553 году, предусматривал смертную казнь за любой анальный секс. Однако в нем ничего не было сказано про женщин, ублажающих друг друга таким способом. Франция в этом отношении была более жесткой. По данным юриста Жана Папона (Jean Papon), в 1533 году в Тулузе были арестованы и подвергнуты пыткам две любовницы Франсуаза де Лестэж (Francoise de l’Estage) и Катерина де ла Маньер (Catherine de la Maniere). По словам французского писателя Мишеля де Монтень, в 1580 году в Монтье наказали женщину, которая якобы ублажала свою подругу непристойным образом. С 1532 года законодательство Священной Римской империи стало рассматривать секс между двумя женщинами как преступление, за которое предусматривалась смертная казнь. Однако, похоже, ни одна женщина так не была казнена. В 1547 году в Фрайбурге (Германия) Агата Дич (Agatha Dietzsch) была закована в железный ошейник и приставлена к позорному столбу за супружескую связь с Анной Реулин (Anna Reulin). Точно по такой же причине была приговорена к смерти девушка в Женеве в 1568 году. Интересно отметить, что повсеместно наказанию в основном подвергались только те женщины, которые в лесбийских отношениях играли роль мужчины. 

Что касается Руси в этот период, то она была чуть ли не единственной страной в Европе, которая не стала принимать никакие законы против гомосексуальных отношений (ни в отношении мужчин, ни в отношении женщин). Православная церковь больше беспокоилась о положении партнеров во время секса. Для нее секс между двумя женщинами (или мужчинами) был не более греховен, чем секс в позе «женщина сверху». Гомосексуальные отношения больше рассматривались как прегрешение, нежели преступление, поэтому наказание за них было либо исповедание, либо запрет на причастие, либо воздержание в еде. Только в 1706 году в российских законах была запрещена мужская содомия, но ни слова не было упомянуто про женскую.

Таким образом, в эпоху Возрождения, несмотря на многочисленные преследования женщин за проституцию, измены, рождение внебрачных детей и колдовство, лишь несколько из них были осуждены за лесбийские отношения. 

Секс и изобразительное искусство

Средневековое религиозное искусство не боялось наготы как таковой и не стеснялось изображать ее, но оно не было искусством эротическим. Художник изображал не столько наготу, сколько идею наготы. Тело было для него не естественным объектом, а символом человеческой хрупкости и ранимости, знаком унижения, невинности или нечистоты. 

У художников Возрождения символика меняется. Обнаженное тело символизирует теперь не страдание или унижение, а силу и красоту самого человека, могущество мужчины и соблазнительность женщины. При этом, в зависимости от отношения художника к модели, изображение тела часто становится эротическим. Нагота человека стала пробуждать теперь не религиозное сознание людей, а сексуальное. Если раньше при изображении богов художники средневековья уходили от описания секса как такового, то теперь иллюстрация полового акта стала чуть ли ни ключевым моментом во всей картине. Ярким примером такого откровенного изображения можно считать картину Микеланджело 1530-го года «Леда и лебедь», на которой бог Зевс в образе лебедя овладевает красавицей. 

После изобретения печати во второй половине XV века, «эротика» стала доступна массам. В связи с этим власти постепенно стали вводить цензуру, дабы не развращать публику. Так, в 1524 году много шума наделала неудачная попытка итальянского гравера Маркантонио Раймонди (Marcantonio Raimondi) напечатать свою знаменитую эротическую книгу «Позы Аретино» (I Modi). В ней было представлено 16 гравюр с различными любовными позами, каждая из которых сопровождалась сонетами Пьетро Аретино. В итоге, после публикации труд был уничтожен, а автор арестован. 

Персоналии
 

Чезаре Борджиа (1475-1507) - политический деятель, которого Макиавелли взял за образец для своего "Принца", был умным, красивым, атлетически сложенным, иногда просто обворожительным и всегда абсолютно беспринципным и неразборчивым в средствах. Женщины всегда представляли для Борджиа лишь сексуальный интерес. У него было множество сексуальных связей, но нет ни малейшего намека на то, что он когда-либо любил хотя бы одну из тех женщин, которые встретились ему на жизненном пути. Его сексуальное поведение было скандальным даже для Италии эпохи Возрождения. Ходили упорные слухи о том, что он, например, поддерживал сексуальные отношения со своей сестрой Лукрецией. 30 октября 1501 года он устроил вечеринку, на которой для него и его гостей танцевало 50 обнаженных куртизанок. На этой же вечеринке были выданы призы тем гостям, которые смогли превзойти всех остальных по количеству проституток, с которыми они здесь же в зале имели сексуальные сношения. В другом случае в небольшой загон по приказу Чезаре запустили четырех жеребцов и двух кобылиц. За всем происходящим в загоне с интересом наблюдали сам Чезаре, его сестра и их отец.

-ЛЮДИ

Туллия Д’Арагона (1510-1556) - знаменитая итальянская куртизанка XVI века, прославившаяся также как писатель и философ. Два литературных гиганта того периода, Джироламо Муцио и Эрколе Бентиволио, отдали ей свои сердца. Муцио написал в честь куртизанки 5 эклог, именуя её в честь музы «Талией», а Бентиволио дошел до того, что вырезал имя Туллии на каждом дереве вдоль реки По. На несколько лет Муцио стал её любовником, редактором, а также надолго остался другом. Когда в 1546 году герцог Тосканы Козимо I издал указ, запрещавший проституткам носить драгоценности и шелковые платья, а также предписывающий им всегда надевать головные уборы с желтой полосой, свидетельствующей о их профессии, Туллия получила право не соблюдать эти предписания.

Папа римский Юлий III (1487-1555) был замечен в гомосексуальных отношениях. В частности, на его интимную связь с молодым юношей Инноченцо указывал венецианский посол Маттео Дандоло. В 1547 году Юлий III подобрал с улицы 14-летнего мальчишку, к которому проникнулся чувствами. В 1550 году, когда стал папой римским, он сделал Инноченцо кардиналом, но после смерти, церковь его разжаловала.